Елена Лукьянова • Правовой диалог, мораль и трудности перевода
№ 70 (1-2) 2016
В прошлом году у нас разразилась острая дискуссия по вопросу о том, что важнее — Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) или Конституция России?
Постановление о применении в России решений ЕСПЧ, которое в июле 2015 года принял Конституционный суд, почему-то напугало особенно журналистов, которые решили, что наш Конституционный суд признал верховенство российской Конституции над Европейской конвенцией 1950 года по правам человека. Ничего подобного! Конституционный суд России постановил лишь то, что права человека защищены российской Конституцией в принципе лучше, чем Конвенцией. Ведь Конвенция принималась больше полувека назад и в целом ряде своих положений этот документ очень лаконичен и неконкретен. Развитие многих его положений происходило в национальных законодательствах в последние полвека, фиксировалось в самой Конвенции посредством специальных протоколов. Наша Конституция, принятая в 1993 году, написана точно по модели с точки зрения прав человека Европейской конвенции, которая имеет приоритет над «обычными» законами страны. Однако в большинстве стран, включая Россию, статус конституции выше статуса конвенции. Так что выполнение конституционных и законодательных положений во многом зависит от людей, которые поставлены служить закону.
Постановление о применении в России решений ЕСПЧ, которое в июле 2015 года принял Конституционный суд, почему-то напугало особенно журналистов, которые решили, что наш Конституционный суд признал верховенство российской Конституции над Европейской конвенцией 1950 года по правам человека. Ничего подобного! Конституционный суд России постановил лишь то, что права человека защищены российской Конституцией в принципе лучше, чем Конвенцией. Ведь Конвенция принималась больше полувека назад и в целом ряде своих положений этот документ очень лаконичен и неконкретен. Развитие многих его положений происходило в национальных законодательствах в последние полвека, фиксировалось в самой Конвенции посредством специальных протоколов. Наша Конституция, принятая в 1993 году, написана точно по модели с точки зрения прав человека Европейской конвенции, которая имеет приоритет над «обычными» законами страны. Однако в большинстве стран, включая Россию, статус конституции выше статуса конвенции. Так что выполнение конституционных и законодательных положений во многом зависит от людей, которые поставлены служить закону.
Изменения в конституции происходят практически во всех странах. В мире сегодня как раз очень много серьезных исследований на эту тему. Каковы процедуры, методы, основания изменений, есть ли для них предел и т.д. Есть такая практика и в России, но далеко не всегда она легитимна. В этом году был подготовлен доклад «Конституционный кризис в России и пути его преодоления», в котором обоснован и поставлен диагноз кризиса. Установлено, что за последние шестнадцать лет достаточно сильно была изменена Конституция — не только в смысле прав человека, но и в других статьях. Отмечен очень серьезный перекос в системе разделения властей. Например, президент получил по разным оценкам от трехсот до семисот внеконституционных полномочий, в том числе переданных парламентом. Семьсот полномочий — это серьезно! По сути, изменены параметры политического режима и форма правления в отличие от заложенных в Конституции. Отсюда очень многие проблемы, которые сегодня возникают, в том числе и в диалоге с Европой.
Может быть, те, кто писал в 1993 году Конституцию России, по крайней мере, руководители, которые допустили вообще существование такой Конституции, полагали, что она будет достаточно серьезно защищена, в частности Европой и теми международными обязательствами, которые взяла на себя Россия, ратифицировав Европейскую конвенцию. И она-таки действительно оказалась защищена, потому что Европейский суд принял несколько решений, которые очень не понравились в России. И Россия теперь размышляет, что же ей делать, притом, что наши политики очень любят европейские машины и недвижимость, но очень не любят европейское правосудие. Придется выбирать, что им больше нравится, а остальным, то есть нам с вами, придется выбирать путь, которым мы пойдем, хорошо понимая, что досужие разговоры о том, что у страны есть совершенно особый путь, это занятие для любителей: у этой псевдоособенности нет никакой серьезной научной основы, она ни к чему не приведет.
Цивилизованный мир стремится жить по-другому, устав от множества войн, вражды, неэффективности. И нужно, как и о ценностях, которые заповеданы в главных религиозных книгах, договориться на светском уровне о том, что приемлемо, а что нет, что можно делать и чего нельзя, как сделать так, чтобы меньше было в мире жертв, обиженных, обделенных. Люди разобрались, по крайней мере, по итогам ХХ века, отчего одни страны живут лучше, а другие хуже. И пришли к выводу, что это, прежде всего вопрос политических институтов, политической конкуренции и, конечно же, эффективного обеспечения прав личности — словом, демократической сферы. Да, демократия не идеальный политический режим, но лучшего пока ничего не придумано.
Год назад вышла моя статья, из-за которой разразился скандал, — о присоединении Крыма к России... Она называется «О праве налево». В ней я начинаю, однако, не с Крыма, а с дискуссии об адекватном понимании и соответственно применении непростых понятий «верховенство права» и «верховенство закона». Очевидно, что трудности перевода препятствуют формированию в российской юридической науке общепризнанной доктрины правового государства. Как очевидно и то, что область верховенства права, которое мы когда-то обозначили в нашей Конституции как правовое государство, нами до сих пор не изучена, а кто-то, уверена, об этом ничего даже не прочитал.
Но я уже сказала, что наша Конституция оказалась гораздо больше защищена, в том числе механизмами, инструментами правосудия Европейского союза — ЕСПЧ. По мере того как выносились решения по делам российских граждан (а Конституционный суд все время стоял на позиции, что их надо исполнять), мы адаптировали наше законодательство к практике ЕСПЧ вынесения решений в отношении жалоб из России. Медленно, трудно, но мы научились все же читать нашу собственную Конституцию. Нам помогает в этом Венецианская комиссия, помогает наша собственная дискуссия. Мы, например, в Высшей школе экономики ввели семинар «Читаем Конституцию. Конституция — это модно». Слово за словом, статью за статьей раз в месяц читаем и анализируем ее с лучшими специалистами в разных областях правоведения и правоприменения, заглядывая в Европейскую конвенцию. И понимаем, что этой работы нам хватит еще на много лет.
Но проблема в том, повторяю, что в России помимо множества субъективных факторов адекватному пониманию сущности правовой сферы препятствует лингвистическая трудность. Самое важное слово law переводится у нас и как право, и как закон, а это неаутентичное прочтение, исходящее из позитивистской теории права, до сих пор доминирующей в отечественной юриспруденции. И это в то время, когда в юридическом дискурсе верховенство права в Европе уже прочно ассоциируется с моралью law and morality, а не просто rиlе oflaw. То, что мы толкуем слово law как закон и право, с законом не имеет фактически ничего общего, разве что лишь в определенном контексте и с определенными оговорками.
Понятие и действие национального права, которое выработала Европа за вторую половину XX века, усилено правилами поведения во взаимоотношениях государств (вспомним принцип субсидиарности в деятельности ЕСПЧ). Собственно правом становится правило, освященное моральным сознанием. То есть сначала отрабатываются жизненно приемлемые правила поведения, которые вербализуются и получают либо юридическую силу в отдельном государстве, либо международную защиту.
Сейчас явно обозначилась важнейшая дискуссия: международное право не знает, как адекватно оценивать самоопределение государств, если попытки сецессии (отделения) становятся реальностью, которую нельзя игнорировать. Речь уже о том, не надо ли признать право на сецессию, ввести ее в международный оборот, определить рамки легитимности, условия и пр. Думаю, ее не признают, но дискуссия такая важна, потому что границы все-таки меняются и, вероятно, будут меняться. Европа сделала все, чтобы зафиксировать границы, потому что их движение — почти всегда война. Европа решила: стоп, мы больше не хотим воевать! Оставляем послевоенные границы, а если будет необходимо что-то изменить, будем договариваться, пусть долго и медленно, но договариваться. Сегодня в мире есть попытки сецессии. Право на самоопределение провозглашено в Уставе ООН.
То, что произошло с Крымом, это нарушение Конструкции Европы, установленной в 1945 году, страной, подписавшей все международные обязательства и в один прекрасный момент просто растоптавшей все это. Это абсолютно противоречит ее декларациям, учитывая, что именно эта страна настаивала на мирном процессе и понесла самые тяжелые потери во время Второй мировой войны.
Поэтому наш юридический диалог с Европой после Крыма приобрел особую актуальность и вызвал дискуссию о смыслах и ценностях нашей Конституции, которые ничем не отличаются от смыслов и ценностей основных законов стран сегодняшнего Европейского союза, просто мы их не умеем читать и адекватно применять. В России толком не прочитали свою Конституцию. К тому же, повторяю, у нас доминирует в юриспруденции идея позитивизма, который нуждается в очень серьезной научной корректировке.
Институциональная система современной Европы имеет инструментарий, позволяющий обеспечивать легитимность законов и их применение. В соответствии с ним закон принимается парламентом, который должен правильно избираться, в полной мере отражая доверие большинства к меньшинству. Таким образом, качество законов обеспечивается качеством избирательной системы. При том порядке формирования парламента, который доминировал в России, множество принятых законов нельзя считать правовыми, и поэтому они должны бы быть отменены как не соответствующие принятым критериям, признанным в мире необходимыми.
Вообще качество законов выявляется исходя из их соответствия функциям защиты прав и свобод человека. Во 2-й главе российской Конституции есть статья 18, которую я считаю главной в основном законе страны. В ней сосредоточена системообразующая идея регулирования положения личности в обществе и государстве, а также развития всей государственно-правовой системы России. В статье обозначено, что права и свободы человека должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей власти, местного самоуправления и суда. Вот если мы ее суть с детства усвоим, то кем бы мы потом ни стали, не говоря уже о чиновниках, судьях, прокурорах, нам будет намного сложнее нарушать права и свободы человека. Европа росла и растит своих детей на ценностях и приоритете личности, свободе личности и личного пространства.
Нам в России нужно перефокусировать взгляды, особенно юристам, на законотворчество и правоприменительную практику. А парламент должен работать так, чтобы законы, которые становятся общеобязательными и поддержанными силами государственного принуждения, принимались и исполнялись людьми, чтобы о них можно было судить с позиций европейского правосудия и Европейской конвенции по правам человека.
Важные области законотворческой и правоприменительной деятельности — выборы и суд. В судопроизводстве у нас дела плохи не потому, что судьи не независимы, а потому что у них чудовищно плохое образование в первую очередь! Если сегодня перепроверить их знания, мы рискуем лишиться большой части судейского корпуса: многие просто не ответят на элементарные вопросы, связанные с нашим законодательством. Часть их получила образование в далекие времена, когда господствовали принципы особой, социалистической, законности и правосознания, основанного на доминировании государства и пренебрежении правами личности. То же касается и части правоохранительных органов. Поэтому судейское и правоохранительное сообщество нуждается в существенной трансформации, если мы всерьез предполагаем реформу правоохранительной и судебной системы.
А вот с выборами не все так скверно. Если новый ЦИК даже при очень плохом избирательном законодательстве не станет играть в «плохого полицейского» на ближайших выборах и потребует чистоты и честности хотя бы в одномандатных округах, которых будет 250 в этот раз, то можно будет продвинуться вперед к реализации избирательных прав. Общество к этому готово. Есть наблюдательный корпус, готовы платформы, на которых можно размещать карты голосования, готовы социологи, участки оборудованы аппаратурой видеонаблюдения.
Есть очень хороший доклад Венецианской комиссии о верховенстве права (2011). Это отличный документ в том, кто и как пони мает верховенство права. А начинать надо с этого, потому что за двадцать лет мы не удосужились разобрать и в науке, что же такое правовое государство. А у него много признаков, но главный — это приоритет прав человека. В России сегодня (я специально посчитала) всего шесть кафедр на всю огромную страну, которые называются кафедрами прав человека. Но даже эти шесть могут подготовить значительное число специалистов, владеющих предметом. Плюс кафедры, которые так не называются, но где эта тематика все-таки преподается. Хуже, лучше, но преподается. И уже становится заметно, что профессиональное сознание тех, кто закончил эти юридические вузы, — другое. Если эти люди приходят в судьи, они уже работают иначе, чем те, кто вообще никогда не изучал предмет. К сожалению, в прокуратуру почти никто не приходит из тех вузов, где это всерьез преподают. Только Волгоградская академия МВД всерьез преподает предмет о правах человека. Кстати, в Волгограде и начали преподавать эту дисциплину, там целых три кафедры. А больше практически нигде в вузах, которые специально созданы для правоохранительной деятельности, этот предмет не преподается: ни в Академии Генеральной прокуратуры (Москва), ни в Академии управления МВД (Москва), ни в Академии ФСИН (Рязань). Не понимаю, зачем нам вообще такие высшие учебные заведения — академии? Какие такие академики оттуда выходят? Особенно имеющие отношение к правоохранительной работе. У нас, видимо, поэтому 0,3 — 0,4%, максимум 1 % оправдательных приговоров, что правоохранители сплошь академики!
Комментарии
Отправить комментарий