Жан-Жак Руссо и движение Сопротивления

Мы продолжаем многосотлетнюю войну за
Республиканизм Жан-Жака Руссо
Во второй части публикации Вы можете ознакомиться с актуальными сражениями – на просторах Wikipedia


Жан-Жак Руссо (1712–1778) – один из ярчайших и оригинальнейших мыслителей во всей истории общественных и политических учений. Его гражданственные и политико-правовые взгляды изложены в работе «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762). Проблемы общества, державности, государственничества и права освещаются в учении Руссо с позиций обоснования и защиты принципа и идей гражданского суверенитета, который достигается, по его мнению, через суверенизацию народа и индивидуального выгражданствления каждого его отдельного элемента – гражданина и человека. 

Распространенные в то время представления о естественном состоянии Руссо использует как гипотезу для изложения своих, во многом тогда радикально новых взглядов на весь процесс становления и развития духовной, социальной и политико-правовой жизни человечества.


Согласно Руссо, в естественном состоянии нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. 

Но процесс позитивного развития общества, при идеальном положении вещей, вновь приводит страны к гармоничному присутствию всех форм собственности и разница между кошельками не порождает статусное неравенство. Потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы политической. Созданное путем договора государство поглотило людей и прото-державу, а законы так и не начали формироваться во благо человека и человечества, как такового.

Неравенство частной собственности, дополненное политическим неравенством, привело, согласно Руссо, в конечном счете к абсолютному неравенству при сформировавшемся, благодаря насильственному навязыванию законов деспотизму, когда по отношению к деспоту все равны в своем рабстве и бесправии.


При этом основную задачу подлинного общественного договора, кладущего начало обществу и державе, включающей в себя государство и знаменующего превращение скопления людей в суверенное общество, а каждого человека – в гражданина, он видит в создании структуры, в которой каждый, передавая в общее достояние и ставя под единое высшее руководство, выраженное в постоянном законодательном процессе общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Последствия общественного договора, по Руссо, таковы.


Обосновываемая Руссо концепция общественного договора выражает его в целом утопичные для его времени и до сих пор идеалистично выглядящие представления о державе и государстве, как о полезном антагонисте державы, наряду с ним подчинённом законам, конценсусно порождаемым обществом через референдумы и представителей. 


Процессы создания, функционирования и развития общественного договора ориентируются на возникновение гражданского суверенитета. Но в первую очередь речь идёт о праве каждого человека на непрестанно улучшаемые им и его державой в целом письменно закреплённые понятные и знáемые всеми законы, нацеленные на достижение им и другими общих интересов как в далекоидущем ракурсе так и ситуативно.

Руссо полагал, что существующие общественные порядки являются наследием ужасного прошлого, созданного в результате невежества, насилия и тирании индивидуумов, в оригинале называемых "person publique", т. е. публичная персона или публичная личность, которых общество для начало должно ограничить разумными, нацеленными на позитивное развитие общества правилами, дабы в первую очередь прекратить общие бедность и упадок.


 Основная мысль Руссо состоит в том, что только установление гражданско-республиканской державы, наряду с обновляемым законодателями «пассивным» в законодательном смысле подчинённым законам государством, политических отношений и законов, соответствующих его концепции общественного договора, может оправдать – с точки зрения разума, справедливости и Права – переход от естественного состояния [начального самоуправления] в гражданское.


Уже первое предложение "Общественного договора" – "Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах" – нацеливает на поиски путей разрешения этого противоречия с ориентацией на идеализированные черты "золотого века" естественного состояния (свобода, равенство и т. д.). Подобная идеализация естественного состояния диктуется идеальными требованиями Руссо к гражданскому состоянию, которое в новой (политической) форме должно возместить людям то, что они [по Руссо] имели до образования государства и чего, следовательно, они оказались лишены в условиях сложившейся государственности после потери их прото-державы.


 Учение Руссо совпало с закатом Священного Римского Рейха Германцев. При этом глупо было бы обвинять Руссо или Наполеона в крушении Германской Империи. 

Хотя для создания своей теории Руссо получил толчок именно в возмущении от несоответствия женевского наследия развитого кальвинизма в логичных законодательных течениях предагональному, абсурдному по жёсткости и неограниченности в проявлениях, отражённому в законах деспотизму германского рейха, в правоприменении сваливающегося в пропасть юстинианизма и поражавшего тенденцией снятия с властных лиц любых ограничений, Руссо лишь среагировал на очевидную самоликвидацию Рейха.

Следуя той же логике самосохранения, но имея противоположные большинству населения цели – выживания малой кучкой власть имущих за счёт всех – Рейх утверждал, что человек рождается бесправным подданным, тоже многогранно обосновывая это утверждение совместно с церковными служителями. 


Как одно так и другое спорно, но концепция Руссо в сопоставлении сильно выигрывает. На идее о несправедливости самого использования столь привлекательной концепции в Праве зиждятся как агрессивная манипуляционно-пропагандистская техника неоколониально-феодальной экспансии роялизма, вынужденно сократившего формальное доминирование в официозе, но присутствующего в земельно-фондовой монетарно-банковской среде, так и основа идеолого-имперского и милитаристского присутствия роялизма в большинстве теорий об элитаристском демократизме.

Иными словами, причина агрессивно-реваншистской политической войны либерально-либертарной модели терпимого к феодальности как бы не про-римского а античного, классического демократизма по отношению к кальвинистичному республиканизму кроется в том же, в чём сокрыт и страх дряхлеющего отца перед грубостью детей, в результате чего отец решает завещать имущество на процветание католицизма. Одно это уже убеждает в необходимости проявления внимания к демократизму. Но идея о признании правомочности «замены Шлегелем республиканизма на демократизм» является абсурдным и самоликвидационным шагом для республиканцев.


В трактовке Руссо современный ему, тогда наивно праздновавший свою сокрушительную законодательную победу над его Швейцарией феодальный строй, критически соотнесенный философом с гражданско-республиканскими принципами общественного договора, лишается своей легитимности, а так же претензии на свой, с точки зрения Рейха, справедливый и законный характер – словом, староформатный суверен в виде короля-тирана и его псов лишён Руссо права на существование: он держится не на праве, а на силе.


В плоскости же соотношения сил проблема, по оценке Руссо, выглядит следующим образом.


Сила, согласно Руссо, не создает права – ни в естественном, ни в гражданском состоянии. Моральное вообще не может быть результатом физической мощи. "Право сильнейшего" он называет правом в ироническом смысле.

Условия перехода от государства-тарана к договору граждан, образующему державу, населённую договорившимися об отношениях друг с другом гражданами и далее к договору независимой державы, состоящей из активных суверенных граждана с государством Руссо трактует следующим образом.


То, что отчуждается у каждого изолированного индивида в пользу образуемого по общественному договору целого, – то есть общества граждан, «народа» и группового суверена вместо бывшего короля-тирана и государства как машины подавления, – возмещается ему 
в виде естественного равенства и свободы. Это даётся ему, как неотъемлемой части целого группового суверена, гражданину – в виде договорно установленных (позитивных) прав и свобод. Говоря словами Руссо, это эквивалентный "обмен" феодально-бесправного, пусть и сверх-богатого образа жизни на равноправный гражданский статус для каждого, при котором не может быть вопиюще бедных.

Вместе с тем Руссо, не отрицая самой частной собственности, выступает за относительное выравнивание имущественного положения граждан, критикуя роскошь и излишки, поляризацию богатства и бедности с эгалитаристских позиций. Общественное состояние, считает Руссо, лежит в основе общественного договора и правомочий формируемого гражданского суверенитета.


 Состоятельное в правовом смысле общество создаётся там, где лежит общая воля всех и каждого из граждан для равномерного достижения каждым общего интереса а всеми – интереса отдельных участников «общества» и явления «держава», при этом подчеркивая отличие воли всех от учтения, хоть местами и относительного, но воли каждого, как реального общего интереса: первая имеет в виду общие интересы, вторая – интересы частные и представляет собой сумму реально изъявляемой воли всех частных лиц. 

Первая – не существует без второй, т.е. общественная воля не существует без частной. Следовательно Руссо отстаивает интересы каждого индивидуума.

Концепция Руссо поделила цивилизованное Право на две подсистемы – публичное право, ограничивающее государство от лица общества до принципа «разрешено только разрешённое» или до принципа следования прямо написанному в законах, до «буквы закона», без права выхода за рамки написанного 
при малейших сомнениях – и на частное право, где каждому без исключения частному лицу «разрешено всё, что не запрещено». Таким образом Руссо создал право не лишь для публичных персон, "право сильного", а уже и для самой публики, населения, влияние внутри которого и делает публичных персон известными, власть имущими. При этом публичное право защитило всех и каждого, создав концепцию о равенстве всех перед законом.

У Руссо во главе угла стоит частное право уже любой личности, что и позволило в 1893 году публичным лицам открыто создать Международную Конференцию по Частному Праву в Гааге. Но одновременно с этим очередным торжеством философии Руссо, обеспеченное римскими принципами частное право публичной персоны, т.е. известной, властной личности, или "person publique", вновь теряет связь с естественным стремлением жизнеспособного общества к благу каждого его члена, а следовательно и к формированию правовой защиты для любой персоны, в т.ч. каждой из публичных персон, так как государства по одиночке в правах не ограничить. Публичное право, право общес, всё ещё не подошло к глобальному развитию и унификации, при том, что благодаря философии Руссо оно развивается и давно требует собственной правовой конференции.

«Народ», как настоящий суверен, согласно Руссо, не может быть статично и навсегда связан какими либо собственными законами. Если бы суверен предписал сам себе закон, от которого он не мог бы себя освободить, это, по Руссо, противоречило бы природе органики политического суверенизма. В этом Руссо уравнивает в правах переписывать свои законы монархов и каждого отдельного человека в оптимальном для жизни обществе; приравнивает человека к государству.


Суверен «стоит выше и судьи, и Закона». Власть суверена по Руссо, включает в себя его безусловное право на жизнь и смерть подданных. Это присутствует в его трудах по-разному, но именно эта его сентенция и представляет исторически наибольшую опасность, в особенности в переводах на этатизованные историей языки как немецкий и русский с французского оригинала. В свою очередь другая сторона учения Руссо заведомо ложно рисуется мошенниками трактатом о народе-гегемоне, массе, состоящей из карателей и палачей.


В своей нацеленной далеко в будущее конструкции гражданского суверенитета, называемого для простоты достижения конценсуса между юристами и так называемыми государственниками «суверенитетом народа», Руссо полностью отвергает требования каких-либо гарантий защиты прав индивидов в их взаимоотношениях с государством, в случае если суверенитет всего общества граждан пассивен в правовом аспекте, то есть самоограничивается конкретно законодательной пассивностью граждан.


Гарантии личной неприкосновенности, согласно Руссо, нужны охранщикам против подданных, дабы обеспечить выполнение ими своих обязательств перед феодалом. Отсюда, по мысли Руссо, и проистекает необходимость принудительного момента во взаимоотношениях между староформатным государством, как рудиментом оккупации и феодализма и подданным. При перерастании феодализма в современность возможны откаты в прошлое, когда групповой суверен пользуется деспотическими методами единоличного, и в первую очередь ради преодоления феномена этого замедленного развития, согласно философии и учению Руссо, необходимо возникновение законотворческого республиканизма внутри военно-гражданской державы, где армии нет вне общества. Цель этого – поддержание, развитие и труд равноправного общественного договора.

Иными словами, не призывая всех зачахнуть, Руссо всё же требует от общества относиться к своей групповой организованной активности с умом и выражать её в законотворчестве любого рода, как в единственном настоящем средстве ровно менять страны к лучшему. 


По мнению Руссо, лишь правообразующий групповой суверен, в его несущей гражданский суверенитет субстанции, – а это конценсусно взаимодействующая в законотворчестве республиканско-правовавая держава, состоящая из граждан с ярко гуманистичной административной и координационной надстройкой «государство», на внешнем уровне выступающей субъектом международного права, – является жизнеспособной и в перспективе не зависимой от потенциальных поработителей типа Рейха страной.


В целом общественное соглашение, по словам Руссо, дает политическому организму – гражданам, как державе с республиканской основой и как производному от неё государству – неограниченную власть надо всеми его членами. Эту власть, направляемую общей волей (т.е. групповой волей к достижению общественного интереса), он и именует суверенитетом. По смыслу концепции Руссо, суверенитет это единение, и речь может и должна идти лишь о единственном суверенитете – всей совокупности граждан, при этом охраняющем а при необходимости и защищающем суверенитет каждого отдельного из жителей страны и её граждан.

С пониманием суверенитета, как общей воли к достижению группового интереса совокупности всех граждан, связаны и утверждения Руссо о том, что суверенитет неотчуждаем и неделим. Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и его деление между различными частями совокупности граждан (морально устаревшее «народ»), по логике Руссо, означали бы отрицание суверенитета как общей воли «всего народа».

Законодательная власть, как собственно суверенная и державная власть в оборонно-тактическом смысле выраженная в стратегии общей защиты, может и должна, по Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно, из чего выводится концепт делегативной формы депутатского представительства в демократии. В русском, немецком и ряде других языков непосредственно зависимую от свободы выборности и использования права на отзыв форму демократии дискредитационно наименовали Жидкой Демократией.


Что касается исполнительной власти, то правительство не создаётся на основе общественного договора, а по решению индивидуального суверена (президент или король), действующего в качестве посредничающего в сношениях между гражданином и групповым сувереном.


Эта коллизия у Руссо объясняется тем, что он не отрицал надобность в существования первого лица даже в виде конституционного монарха и называл сувереном то всех вместе граждан, как это должно стать в неопределённом по срокам будущем, то президента или короля, живущего внутри республиканской структуры взаимодействия и не правящего но координирующего взаимодействие внутри законодательной части республиканского проекта. 

По Руссо республиканский король – это менеджер. В зависимости от того, кому вручена исполнительная власть (всем, некоторым, одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия, что у него не всегда однозначно по функциям и разделению, но наделённые властью всегда – исполнительная часть. Эти различия в учении Руссо играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежат всем гражданам, при этом обличить одновременно и исполнительной и законодательной властью всех в обществе невозможно, из чего следует необязательность быть исполнителем. 

В общем виде Руссо отмечает, что для поддержания положений общественного договора и контроля за деятельностью исполнительной власти периодически должны созываться собрания граждан, на которых следует ставить на голосование в отдельности два вопроса: 1) угодно ли суверену сохранить настоящую форму Правления 2) угодно ли «народу» оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено. 


Совокупность граждан или «народ» по Руссо имеет право не только изменить форму управления государством с монарха на президента или на отсутствие президента, введя правление в форме демократии, которую Руссо неизменно видит в лице референдума, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и возвратить себе естественную свободу пользования территорией.

Руссо различает четыре рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, "наиболее важные из всех", – "нравы, обычаи и особенно мнение общественное". При этом он подчеркивает, что к его теме общественного договора относятся только политические законы.


В духе Монтескье и других авторов Руссо говорит о необходимости учета в законах своеобразия географии страны, занятий и нравов народа и т. д. Он подчёркивает, что следует дождаться поры зрелости народа, прежде чем подчинять его законам: "Если же ввести законы преждевременно, то весь труд пропал". С этих позиций он критикует Петра I за то, что он подверг свой народ "цивилизации чересчур рано", когда тот "еще не созрел для уставов гражданского общества"; Петр "хотел сначала создать немцев, англичан, когда надо было начать с того, чтобы создавать русских".


 Законы – необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов – дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и воли к достижению учитывания общего интереса в общественном организме. Законодателей державы Руссо характеризует как "сердце Государства".

Своим учением о законе, как о выражении общей воли и о законодательной власти, как прерогативы неотчуждаемого гражданского суверенитета, своей концепцией общественного договора и принципов организации государства и державы, от которой собственно и неотделимы законодатели и в виде референдума и в виде выборных и невыборных представителей и авторитетов, Руссо оказал огромное воздействие на последующее развитие державно-правовой мысли и социально-политических практик. Руссоистская доктринология стала одним из основных источников идей при подготовке и проведении французской революции, в т.ч. на её якобинском этапе.


В завершении стоит отметить, что Ж.-Ж.Руссо, как продукт швейцарского общества, придававший значение референдуму, конценсусности, нейтральности и явным достоинствам пацифизма, во главу угла ставил самое неприемлемое из того, что только могла себе представить агонирующая в тот период времени Священная Римская Империя Германской Нации, переставшая существовать через некоторое время после смерти философа, а конкретно – несовместимость блага общаства с войной. 


Вследствие общественных коллизий времени Руссо основная дискредитация и ударное урезание в применении правообразующей части концепции Руссо выпали на великую французскую революцию. Жирондисты, под гнётом неотвратимости кровавого исхода смены общественной формации, не только умно самоустранились, но и намеренно отдали на откуп якобинцам теорию Руссо, благодаря этому изменившую мир, но и нашедшую слишком брутальную реализацию. Это сыграло на руку роялистам, сразу организованно устремившимся раздавить учение Руссо в его зачатке.

Тот же логичный, но возможно и чрезмерно ярый пацифизм Ж.-Ж.Руссо, никаким образом не предполагающий возможность пропаганды войны за новые территории, не устроил в Ж.-Ж.Руссо Наполеона. Он же является почти смертельной опасностью и для разворачивающих ныне неоколонизм демократистов (тип демократов-антиреспубликанистов) в наши дни. 


Именно «опасным пацифизмом» Руссо обусловлена и «традиция» по применению псевдо-небрежных трактовок наследия Руссо и множественность пестрящих чрезмерным разнообразием переводов его работы «Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762), постулаты из которой были использованы в философских концепциях ряда мыслителей, в частности родившихся в Российской Империи философов Петра Кропоткина и Айн Рэнд. При этом перспективы применения Руссо в конституционной философии воистину неизмеримы – но за право применять его сентенции приходится бороться.

За основу изложенного взят краудсорсинговый проект УЧЕБНЫХ КУРСОВ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

Борьба древнего и цивилизованного республиканизмов в конституционализме Российской Федерации

За право формулировать основную идею, заложенную в Конституции РФ, ведётся скрытое соперничество между империализмом формата Священного Римского Рейха Тевтонской Нации, с выборным но пожизненным правителем, что пересекается с республиканизмом императора Августа и республиканизмом Жан-Жака Руссо.

Стремясь регулировать исторический процесс в пользу колониального роялизма, один из незначительных авторов Конституции РФ Сергей Шахрай, отвечавший за давление на конституционалистов со стороны президента РСФСР-РФ, утверждает самодержавно-псевдоконституционную концепцию М.Сперанского, как основную и де факто настаивает на почти единоличном собственном авторстве Конституции страны.
Сергей Шахрай допускает к себе в пару соавторов одного Сергея Алексеева, пользуясь смертями С.Алексеева и выталкивая из числа отцов Конституции автора большинства конституционных текстов республиканца и руссоиста Анатолия Собчака. 

Помимо прочего А.А.Собчак заложил в Конституции РСФСР и РФ более защищённый принцип президентской сменяемости, чем был в Конституции СССР, так и отстранённостью одного из главных создателей Конституции РФ, в частности её «рыбы», руководителя Конституционной Конференции О.Г.Румянцева.

Позицию Сергей Шахрая кратко можно сформулировать как «государству можно действовать по принципу частного права «не запрещённое законом дозволено» и игнорировать ограничения для деятелей государства по публичному праву».

Позиция Сергея Шахрая противоречит цивилизационным, т.е. свободным реформационным правовым нормам, соответствующим установившейся не только в республиках и федеративных республиканских странах а и в большинстве европейских монархий, в частности в континентальных домах, как Дания и Бельгия, республиканской форме правления.
При правовом республиканизме «государству разрешено только прямо разрешённое законом», Конституция имеет значение главного регулятора отношений, а её создание и толкование соответствует интересам граждан в смысле самоуправления а не существует ради блага деятелей государства, самим своим существованием зависящего от пользы, приносимой гражданам и жителям любых стран.
Трактовка конституционной идеи Сергея Шахрая предполагает наличие возможности для президента Российской Федерации трактовать часть 3 статьи 81 Конституции РФ как частное лицо, допуская право президента возвращаться после перерыва на третий и более должностные сроки в роли занимающего пост Президента Российской Федерации.
Эта коллизия влияет и на законодательную ситуацию со сменяемостью и статусом глав субъектов федерации РФ, республиканская часть которых допустила лишение себя президентских статусов в обмен на несколько раз с 12 июня 2002 года возникавшее в законодательной и конституционной среде cпорное право оставаться на третий и более срок в позиции руководителей исполнительной власти регионов.

Судя по целому ряду признаков как подход С.Шахрая к праву на толкование по частному праву Конституции РФ Президентом РФ так и утверждение об авторстве Конституции РФ С.Шахрая поддержаны корпоративным капиталом. 

Одновременно с этим реномированные мировые юристы более ста лет не могут продвинуть вопрос о создании международной конференции,  ориентированной на сотрудничество с Международной Конференцией по Частному Праву в Гааге, основанной в 1893 году, унифицирующей, конвенционально развивающей и продвигающей частное право, но органа публичного права, защищающего не лишь права личности а и права обществ от произвола государств.
Очевидны параллели между предлагаемым Сергеем Шахраем правоприменением и моделью Эрнста Рэма, создателя Штурмовых Отрядов национал-социалистов в Германии 1920-1930 годов, отрицающей нужность позитивизм реформационизма, выраженного в Праве.

Вместо признания позитивности развития права в направлении независимости и защищённости личности, Э.Рэм, с помощью советников из Ватикана, восстановил в Германии «право сильного», приведшее к Третьему Рейху и Второй Мировой войне.
 Но даже это не пугает менеджеров из сферы крупного капитала, ставящих во главу угла сохранение устоявшегося порядка вещей для своих работодателей, не стремящихся принимать участие в процессе сохранения и развития правового наследия человечества. 

В свою очередь и глава Конституционного Суда РФ В.Д.Зорькин видит в правовом реформационизме голландского и женевского типа угрозу для существующей в России бесконкурентной власти.
Сопротивление средневековой позиции в юридическом сообществе оказывают конституционалист Е.А.Лукьянова и политик Ксения Собчак.
____________________________________
P.S.
В Википедии есть статья «Республиканизм». Она нереально куцая – задушенная наступающим на неё священным Рейхом. Но над её угрызанием неизменно работают дальше. Но уже начата и работа по внесению в неё поправок.

Этот текст составлен частично на основании уже имеющегося в Сети по Руссо краудсорсингового текста (я принимала участие в краудсорсинге), но дополненного моими собственными скурпулёзными переводами с французского. 

Все, кто против установления системы «права сильного» типа «Тысячелетний Рейх», помогите править текст. Провести такую поправку в почти побеждённую обкусывателями статью, будет совсем не просто. Но мы должны биться за нашу республиканскую форму правления и наше гражданское и человеческое достоинство.

Вот – копия страницы, как она простояла какое-то время в Wikipedia

Республиканизм

[править | править код]

Версия 07:45, 5 мая 2019

Республиканизм — идеология независимого самоуправления, дающая основу республиканскому конституционному строю или правлению страной как республикой, в руссоистской версии не вступающая в противоречие с цивилизованными правами таких институтов, как конституционная монархия и номинальная, подчинённая наравне с остальными закону аристократия. Акцент в республиканизме в первую очередь делается на равенстве человека и государства, равенстве каждого человека и гражданина перед совместно формируемыми обществом и государством законами, праве на свободу и достоинство, активно развиваемая свободомыслящими гражданами во имя торжества гуманистического права. Одно из выражений идеологии — референдум. Чертой современного республиканизма так же являются свободные выборы и регулярная сменяемость выборных представителей.
Современный республиканизм олицетворяет собой правовое гуманистическое государство, основанное на самоуправлении и рационально начисляемых налогах; определяет свободу и равенство, как отсутствие рабства и ориентрует на участие большинства лиц в законотворчестве наряду с законодателями.
Республиканизм исторически противостоял аристократии и монархии. Но на сегодняшний день ряд стран, сохранивших должностные посты монархов, вместе с национальными элитами является лучшим проводником республиканизма, чем многие формальные республики. Более широко, республиканизм основывается на политической системе, защищающей широкую выборность и верховенство закона, которое не может быть произвольно проигнорировано любым из граждан, президентом, правительством или королём, так как республиканское законотворчество основано на прямом волеизъявлении граждан. В правоприменении выражается в делении правовых институтов и формируемых из них отраслей права на две подсистемы — на частное право с принципом «разрешено что не запрещено» и на публичное право, с ограничением для облечённых властью лиц по принципу «разрешено только разрешённое законом».
Согласно Джону Адамсу, «Республику устанавливают, чтобы быть правовым государством, а не государством мужчин»[1]. Литераторы порой затрудняются с определением ценностей и поведения, необходимых гражданам, чтобы республика жила и процветала. При этом акцент в республиканизме делается на экономической и правовой свободе личности в пределах равенства всех перед законом; на широко распространенном участии граждан в формировании и блокировании законов через референдум и свободные выборы; пацифизме, гражданском достоинстве, недопущении коррупции и связанного с ней террора.
Фридрих Шлегель предпринял относительно успешную попытку замены понятия «республиканизм» «демократизмом»[2], что однако не было поддержано как теоретиками республиканизма, так и самими республиканцами, в их подавляющем большинстве. Сравнивая республиканизм с демократизмом, необходимо отметить, что основа современного республиканизма — это идея об общем деле, правовой республике, лежащей в основе каждой успешной страны, вне зависимости от официально объявляемого в ней конституционного строя. Республиканизм зиждется на уважении каждого лица к правилам общественного договора, обрамлённого законами, сознательно принятыми обществом в сотрудничестве с государством, во имя блага и права на развитие для каждого человека. Демократизм отличается от республиканизма и менее жёсткими установками в области влияния на законы, связанные с правом человека на жизнь с её зарождения – среди не способных себя защитить – и бóльшими политическими и партийно-уставными послаблениями в сфере вторжения в массовое сознание. Республиканцы[3] жёстко выступают против эфтаназии, одновременно защищая право граждан на владение оружием[4].

«Республиканизм» императора Августа. Преподнесение республиканизма как архаики

В эпоху своего единоличного правления Римской державой с 29 г. до н. э. и по 14 г. н. э. император Гай Юлий Цезарь Октавиан (Август) определяет свою политику как «восстановление» республики, возврат к утраченным традициям прежнего, республиканского Рима и установление мира в стране. Один из его исследователей Я. Ю. Межерицкий полагает, что политические стремления правителя и проводимые в жизнь реформы власти в полной мере удовлетворяют требованиям всех слоев населения римского общества и даже объясняют практически полное отсутствие оппозиционных настроений[5]. Он приводит термин «республиканизм» в качестве некоего обозначения, определяющего всю совокупность идеологии, внешней и внутренней политики, религиозности, пропагандирования и методологии, используемых в установлении режима управления Августа. Межерицкий квалифицирует республиканизм как основу, цель, метод и средство установления политического режима принципата Августа.

Республиканизм Жан-Жака Руссо и принципы частного и публичного права

Руссо окончательно вывел республиканизм из борьбы против одного только угнетения, сориентировав потребителей политической философии на конструктивную повестку[6]. Философ нашёл основную причину проблем общества — в законодательном произволе облечённых властью алчных публичных персон. Руссо призвал к ограничению последних в правах законами, формируемыми референдумом и разделением права на усечённое до буквы закона в применении право для власть имущих «публичных персон» и свободное право для всех граждан – несущего элемента державы. В этом Руссо своей целью преследовал достижение равенства граждан и жителей Франции а так же родной для него Женевской Республики в их правовом положении. Публичные персоны, по мысли Руссо, должны были бы усекаться в правах только при исполнении ими взятых на себя перед обществом обязанностей. На практике именно это и породило разделение права на подсистемы — публичное право, то есть право публичных персон, и частное право – право частных отношений.
Для объяснения принципа в РФ используется работа Н.И. Матузова О ПРИНЦИПЕ «НЕ ЗАПРЕЩЕННОЕ ЗАКОНОМ ДОЗВОЛЕНО»[7], начинающаяся словами
"В любом подлинно гражданском обществе действует известный в мировой практике общеправовой либерально-демократический принцип «не запрещенное законом дозволено». Он касается прежде всего физических и юридических лиц как субъектов рыночной, хозяйственной, гражданско-правовой деятельности и ни в косм случае не распространяется на государственные властные структуры, должностных лиц, которые обязаны придерживаться другого правила: «можно только то, что прямо разрешено законом». Для них право должно быть своего рода «стоп-сигналом» – дальше нельзя, закон не позволяет."
В той же работе автор указывает на первые законодательные акты, в которых идеи Руссо и его женевских и других предшественников нашли своё отражение
"Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила: «Осуществление естественных прав человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами» (ст. 4). «Закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принуждаем делать то, что не предписано законом» (ст. 5). Позднее в Конституции Франции 1791 г. соответственно постулировалось: «Все, что законом не запрещено, не может быть пресекаемо»."
Доктор юридических наук профессор Высшей Школы Экономики Е.А.Лукьянова дополняет вышесказанное делением его применения на подсистемы права
"разрешено всё, что не запрещено — это принцип частного права, а с точки зрения государственных структур разрешено только то, что разрешено — публичное право[8]. "
Разделение права в цивилизованных свободных странах на подсистемы именно таким образом способствовало их стабильному развитию и процветанию. В ФРГ отделение граждан от государства, самим фактом своего существования уже вносящее ясность в спектр прав лиц, в рабочее время ограниченных в применении принципа «не запрещённое дозволено», выразившееся в подробной систематизации институциональных отраслей права на две подсистемы, исключило государственных служащих при исполнении ими служебного долга, – вплоть до педагогов гимназий, – из частно-правовых отношений, что создало возможности для контроля за ними со стороны общества. Мера помогла гражданам послевоенной Германии быстро и элегантно снизить процент нарушений прав человека в стране. Руссоистское разделение права проникло в Германию в XVIII веке через педагогическое течение[9] под названием «филантропизм».
Ж.-Ж.Руссо не боролся против факта наличия монархии или аристократии а выражал свои идеи, ориентируясь на благо и защищённость каждого, логично допуская, что власть имущий, равный соотечественникам в праве на жизнь, сможет оценить возможность защитить себя гуманистичными законами и скорее откажется от права на тиранию, чем от права на жизнь для себя и для своей семьи — так идеи Руссо примирили французов после революций и переворотов.
Философия Руссо соперничает с идеями Гоббса, отвечающими интересам загосударствлённого корпоративного капитала. Их продвижение хорошо финансируется, в отличие от не нужных в мире глобализма идей Руссо. По сравнению с последним Гоббс изложил свои мысли об общественном договоре не ради гражданского а ради государственного суверенитета. Его учение менее креативно но более однозначно чем у Руссо: утверждение независимости подданных от государства и их равенства с последним не было задачей Гоббса. Он не занимался опасным для феодально-землевладельческой модели власти конструированием гражданственности и республиканизма, а лишь давал чёткие советы на тему, как сделать население активнее, дабы оно, получив мотивацию в хорошо освежённом подходе к жизни под короной, приносило в монархическую казну больше прибыли от эксплуатации мотивированного труда.
Нестабильность в гоббсианстве позитивизма и отсутствие ориентации на равенство каждого перед законом откликнулись в идеологии штурмовых отрядов Эрнста Рэма, предшествующих подразделениям SchutzStafel (SS) в 1920-1930 годы на территории нынешних Германии и Австрии. Рэм в частности писал
"Германия решительным образом отвергла демократическую идеологию – вот тот глубинный мотив, по причине которого до сего времени тщательно замалчивается подлинный характер событий, происшедших за последнее время в центре Европы. Национал-социалистическая революция ознаменовала собой полный разрыв с философией, питавшей Великую французскую революцию 1789 года."[10]
Республиканизм по Жан-Жаку Руссо не отрицает необходимости жёстких рамок равенства для проявлений свободы личности, но ставит весь комплекс своих политических, идеологических, философских, педагогических и правовых постулатов в зависимость от блага для каждого отдельного человека, концепционируя свою философию не столько по Мартину Лютеру, сколько по учениям Жана Кальвина и Теодора де Беза.

Республиканизм в Праве республик и стран с республиканской формой правления

Референдум в Голландии

Консоциональные страны, к которым относятся и сохранившие королевские дома Бельгия и Голландия, после достижения правового баланса сохраняли в вопросах правоприменения статус-кво. Но в силу того, что референдум в Голландии дважды[11] проголосовал против намерений парламента и короля, в 2018 году парламент лишил[12] граждан права на референдум, что формально может относиться к усечению в правах всего общества должностными лицами и даже говорить о превалировании ориентации на установление подданнического режима взаимодействия для стороны общества по отношению к монархии.

Ситуация на постсоветском пространстве

Постсоветские страны демонстрируют двоякий подход. В частности государство в Российской Федерации с 2002 года тендирует к увеличению числа сроков[13] полномочий руководителей субъектов федерации. В 2005 году в Ганновере в публичное поле вводится утверждение о возможности толкования конституции президентом РФ с отказом от применения публичного права[14], руководствуясь принципом частного права «разрешено не запрещённое». Так увеличилось число сроков полномочий уже президента РФ. В 2010 году президент Российской Федерации, посредством применения указного права, лишил президентов республик Российской Федерации президентского статуса[15], что однако не привело к отказу от собственного президентства[16] Республику Татарстан.
Для глав регионов и мэров городов применяется открытое[17] и конспиративное в смысле масштабов[18] назначенчество[19], в ряде случаев с которым наблюдаются тенденции к игнорированию волеизъявления граждан и даже прав политических партий[20]. В 2015 году парламент второй раз необоснованно «обнулил»[21] отработанные сроки полномочий глав регионов, что позволило массивно дереспубликанизовать правовую практику резким и обширным по сфере действия законодательным прецедентом, парадоксально увеличившим время исполнения должностными лицами служебных полномочий.

Игнорирование референдума • Отсутствие самоуправления • Нелегитимность Госдумы • Электоральные нарушения

При присоединении и образовании двух крымских территориальных субъектов к РФ[22] и при межевании территориально не окончательно образовавшихся республик Ингушетия и Чечня[23] президентом РФ, парламентом РФ и Конституционным Судом была без убедительных доводов проигнорирована законная процедура проведения референдума[24], применявшаяся ранее при образовании субъектов федерации путём их слияния. Блокирующий инициативу гражданунитаристский закон о референдуме[25] с самого начала ещё и обрастает законодательными и прочими[26] дополнениями, едва ли не отражающими отказ государства в Российской Федерации от республиканизма. Самоуправление блокируется[27] и ликвидируется[28]. Председатель Конституционного Суда в 2018 году выступил с заявлением[29] о целесообразности внесения изменения в статью 12 Конституции РФ, лишающего местное самоуправление, которое, по его словам, есть «лишь нижнее, локальное звено», независимости от государства. Утверждение о легитимности нижней палаты парламента Российской Федерации созыва 2011-2016 годов в 2017 году было опровергнуто[30] на уровне ЕСПЧ прецедентным решением[31]. Проведение государством выборов в Российской Федерации признаётся наблюдателями и экспертами сильно нарушающим права граждан относительно цивилизованных примеров[32] [33] [34].

Переход к толкованию президентских ограничений по принципу частного права в Украине

После своего поражения на выборах, в апреле 2019 года, действующий Президент Украины П.А.Порошенко заявил[35] о намерении баллотироваться на пост президента Украины ещё раз в 2024 году. Данный прецедент, по аналогии с выступлением Путина В. в Ганновере[36], с головы крушит правоприменительный стандарт, характерный для республиканизма, до того отличавший Украину, по Конституции являющуюся республикой, от Российской Федерации, где главным законом определена одна только форма правления. Утверждение П.А.Порошенко о наличии у него права баллотироваться ещё раз в 2024 году не вызвало возражений. Таким же образом это прошло и в Российской Федерации в 2005 году, когда Владимир Путин заявил о точно таком же понимании конституционного ограничения – как всего лишь обязательное наличие не определённого по длительности перерыва после каждых двух проследовавших подряд должностных сроков.

Роялистско-реставрационное лобби в вопросах дереспубликанизации правоприменения

Толкование П.А.Порошенко усиливает позиции администрации президента РФ, подтверждая возможность толкования нормы об ограничении числа сроков пребывания на высшей должности по частному праву и увеличивает угрозу дереспубликанизации толкования норм президентской выборности[37] в первую очередь в таких странах, как Франция, Финляндия, Чехия и в некоторых других, где одному лицу запрещено занимать должность президента более двух сроков подряд, но общее число сроков не уточняется до той степени, в какой сделано в Конституциях Австрии, Германии и США.
В тех странах, где взята вариация конституционной нормы о должностных сроках первого лица «одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд»[38], большинство из авторов текстов очевидно ориентировалось на толкование по принципу публичного права «разрешено только прямо разрешённое»[39], исключая возможность толкования президентами Конституции по принципу частного права «не запрещённое – разрешено»[40]. Но не смотря на целый ряд оснований для создателей Конституций для уверенности в устойчивости позиций публичного права, судя по всему данная норма всё же сделала тексты уязвимыми перед агентами роялистской реставрации[41][42][43][44][45], умышленно следующими в правоприменении иным традициям[46].

Противостояние правовых концепций на постсоветском пространстве

Среди конституционалистов на постсоветском пространстве в данной научной тематике выделяются очевидный противник республиканизма, как в правоприменении так и в подходе к участию в составлении Конституции РФ, Сергей Шахрай[47][48] и сторонница республиканской формы правления Елена Лукьянова[49][50], инициировавшая от лица общества начало открытого диалога о публичном праве в Верховном Суде Российской Федерации[51] через политика К.А.Собчак.

Китайский прецедент 2018 года с отменой ограничения для президентов по числу должностных сроков

«Истинный республиканизм – это человеческая независимость. Существуют столь естественные и неотъемлемые права личности, попирать которые было бы преступлением даже со стороны целой нации» Участник трёх революций, маркиз де Лафайет
Китайская Народная Республика, в Конституции которой присутствовала та же норма «не более двух сроков подряд для одного и того же лица в должности президента», – толковавшаяся государством в КНР по принципу публичного права, то есть не выходя за рамки буквы закона, – в 2018 году отменила у себя ограничение по числу президентских сроков[52]. Данное изменение в Конституции Китая было проведено в период между основным процессом К.А.Собчак в Верховном Суде российской Федерации[53], где она оспаривала регистрацию кандидата Владимира Путина и заседанием апелляционной коллегии по тому же делу[54]. Такой правовой прецедент снял с повестки дня вопрос об обращениях к коммунистической партии Китайской Народной Республики из Российской Федерации с просьбами о комментировании их трактовки данной конституционной нормы. Жёсткое изменение Конституции КНР одновременно и ослабило позиции республиканизма в мире и отразило современное положения вещей в публично-правовой сфере.
Таким же образом, как в Китайской Народной Республике, – без каких либо широких международных дискуссий на тему, – в данный исторический период могут быть изменены Конституции любых республиканских стран, где отсутствует как собственная публично-правовая доктрина так и республиканизм в качестве допустимой политико-партийной идеологии.
Одним из главных аспектов данной проблемы называют отсутствие признанной большинством стран конференции по публичному праву, защищающей права обществ от произвола государств[55] и корпораций. При этом, в глобальной частно-правовой среде присутствует конвенционально развивающаяся с конца XIX века, постоянно работающая и поддерживаемая целым рядом государств, корпоративным капиталом и аффилированными с ними фондами Гаагская Конференция по Международному Частному Праву. Эта ситуация  создаёт преимущество в унифицировании/развитии частной подсистемы права по сравнению с публичной. Такое положение связано и с тем, что Организация Объединённых Наций критически мало занимается развитием публичного права, априори ориентируясь гораздо шире и руководствуясь демократизмом.

Примечания

  1.  Massachusetts Constitution. malegislature.gov. Дата обращения 4 декабря 2018.
  2.  Знание о прошлом: теория и история : в двух томах, Андрей Владимирович Полетаев, ISBN 5-02-028556-0, 9785020285569 Ирина Максимовна Савельева, Ирина Максимовна Савельева, Андрей Владимирович Полетаев; Издательство Наука, 2006
  3.  Демократические и республиканские штаты США. Инфографика. www.aif.ru (27 октября 2016). Дата обращения 30 апреля 2019.
  4.  Республиканская партия (США) (рус.) // Википедия. — 2019-03-12.
  5.  Межерицкий Я. Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.: Калуга: Изд-во КГПУ, 1994.
  6.  Жан-Жак Руссо. Рассуждение о начале и основании неравенства между людьмиMYBOOK. mybook.ru (XIX век). Дата обращения 27 апреля 2019.
  7.  О принципе не запрещенное законом дозволено. Общепринятые нормы поведения. Зрелое гражданское общество.. www.bibliotekar.ru. Дата обращения 4 мая 2019.
  8.  Лукьянова Елена. Интервью / Елена Лукьянова. Эхо Москвы. Дата обращения 30 апреля 2019.
  9.  Педагогические идеи Руссо.. students-library.com. Дата обращения 4 мая 2019.
  10.  Сергей Владимирович Кормилицын. Орден СС. Иезуиты империи: о чем не принято говорить. — Издательский дом "Питер", 2008-06-04. — 304 с. — ISBN 9785388001078.
  11.  Владимир Корнилов. Референдум в Нидерландах: все произошло случайно, как и планировалось. РИА Новости (20160406T0810+0300Z). Дата обращения 30 апреля 2019.
  12.  Нидерланды отменяют закон, блокирующий СА Украины. korrespondent.net. Дата обращения 30 апреля 2019.
  13.  ТРЕТИЙ СРОК С ПРАВОМ ПЕРЕПИСКИ. КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНА. Новая газета - Novayagazeta.ru (18 июля 2002). Дата обращения 30 апреля 2019.
  14.  Срок – понятие растяжимое. www.stoletie.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  15.  Медведев запретил главам регионов быть президентами. www.kommersant.ru (29 декабря 2010). Дата обращения 30 апреля 2019.
  16.  Президент Республики Татарстан. president.tatarstan.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  17.  Новости, анализ, прогнозы в сфере экономики и бизнеса, общества и политики. expert.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  18.  Евкуров и ингушский народ поспорят в Конституционном суде о границе с Чечней (англ.) (16 ноября 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
  19.  История выборов и назначений руководителей субъектов РФ. Досье. ТАСС. Дата обращения 30 апреля 2019.
  20.  Антон Пономарев. Ингушетия: В Москву за выборами. Правда.Ру (5 июня 2013). Дата обращения 30 апреля 2019.
  21.  Почему снова встал вопрос о сроках полномочий губернаторов?. rusrand.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  22.  Нужен ли в России референдум о присоединении Крыма? / Политика / Новости / Информационное агентство Атмосфера новости Алтайского края, новости Барнаула. www.asfera.info. Дата обращения 30 апреля 2019.
  23.  КС РФ признал соглашение о границе Чечни и Ингушетии конституционным. ТАСС. Дата обращения 30 апреля 2019.
  24.  Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  25.  ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ. www.indem.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  26.  Проблемы реализации права граждан на референдум. wiselawyer.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  27.  Большинство, говорите…. Новая газета - Novayagazeta.ru (10 октября 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
  28.  Ликвидация местного самоуправления в городах и сельских поселениях антиконституционна. Партия Яблоко. Дата обращения 30 апреля 2019.
  29.  Зорькин: Недостатки в Конституции можно устранить точечными изменениями. Российская газета. Дата обращения 30 апреля 2019.
  30.  Ведомости. Россия заплатит 38 000 евро за переписанные в 2011 году протоколы голосования. www.vedomosti.ru (30 мая 2017). Дата обращения 30 апреля 2019.
  31.  Как ЕСПЧ делегитимировал Госдуму и всех законодателей созыва 2011-2016. Как ЕСПЧ делегитимировал Госдуму и всех законодателей созыва 2011-2016. Дата обращения 30 апреля 2019.
  32.  Голос. За честные выборы. Триумф и трагедия: фальшивые выборы и пожар в кемеровской «Зимней вишне» (18 марта 2019). Дата обращения 30 апреля 2019.
  33.  ЭКСКЛЮЗИВ-Вбросы бюллетеней за "царя" на выборах в России (рус.)Reuters (12 сентября 2017). Дата обращения 30 апреля 2019.
  34.  Эра Авроры: ТРЕТИЙ СРОК ПУТИНА И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. Эра Авроры (понедельник, 15 апреля 2019 г.). Дата обращения 30 апреля 2019.
  35.  Видео: Петр Порошенко заявил о намерении снова стать президентом Украины. Пятый канал. Дата обращения 30 апреля 2019.
  36.  Игорь Мурзин. Борись: Почему Путин Царь, а демократия суверенная?. Борись (среда, 27 июля 2016 г.). Дата обращения 30 апреля 2019.
  37.  Словесный занос (рус.)  (неопр.) ?. Журнал Esquire. Дата обращения 30 апреля 2019.
  38.  Статья 103. Президент Украины избирается гражданами Украины. juristoff.com. Дата обращения 30 апреля 2019.
  39.  В защиту Конституции (англ.)  (неопр.) ?. Forbes.ru (3 июня 2007). Дата обращения 30 апреля 2019.
  40.  Игорь Романов. Создатель Конституции про ДВА СРОКА ПОДРЯД(21 февраля 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
  41.  Монархизм в России (рус.) // Википедия. — 2019-04-01.
  42.  Александр Янов: МОЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС «РЕСТАВРАЦИЯ ИМПЕРИИ ИЛИ АГОНИЯ?». snob.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  43.  Реставрация монархии. Всеобщая история государства и права. Том 2. law.wikireading.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  44.  Выборы.org - Украинский монархизм. vybory.org. Дата обращения 5 мая 2019.
  45.  Монархическая партия России (рус.) // Википедия. — 2019-01-27.
  46.  RELP. Частное и публичное право как парные юридические категории :. law.edu.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  47.  «Основной закон». Документальный фильм к 20-летию КонституцииДата обращения 30 апреля 2019.
  48.  Борис ТыНеПрав. Соавтор Конституции С.Шахрай врёт о том, что Конституция разрешает Путину 3 срок (22 декабря 2014). Дата обращения 30 апреля 2019.
  49.  Елена Лукьянова: Еще раз об истоках федеративной природы России - ПОЛИТ.РУ. polit.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  50.  Лукьянова Елена. Интервью / Елена Лукьянова. Эхо Москвы. Дата обращения 30 апреля 2019.
  51.  Радио Свобода. Как Ксения Собчак просила снять Путина с выборов(16 февраля 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
  52.  Борис ТыНеПрав. Китай уберёт предел 2 срока подряд (5 марта 2018). Дата обращения 4 мая 2019.
  53.  Радио Свобода. Верховный суд отклонил жалобу Собчак на регистрацию Путина / Прямая трансляция (16 февраля 2018). Дата обращения 4 мая 2019.
  54.  sotavision. Собчак, Верховный Суд. Апелляция. Трансляция 26 февраля.(26 февраля 2018). Дата обращения 4 мая 2019.
  55.  Конвенция Монтевидео (рус.) // Википедия. — 2018-10-05.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Вера, царь, отечество и неонацисты из шведского Гетеборга

Пётр Кропоткин • Отрывки, цитаты