Мы доделаем общее дело

Республиканизм

[править | править код]
Республиканизм — идеология независимого самоуправления, дающая основу республиканскому конституционному строю или правлению страной как республикой, в руссоистской версии не вступающая в противоречие с цивилизованными правами таких институтов, как конституционная монархия и номинальная, подчинённая наравне с остальными закону аристократия. Акцент в республиканизме в первую очередь делается на равенстве человека и государства, равенстве каждого человека и гражданина перед совместно формируемыми обществом и государством законами, праве на свободу и достоинство, активно развиваемая свободомыслящими гражданами во имя торжества гуманистического права. Одно из выражений идеологии — референдум. Чертой современного республиканизма так же являются свободные выборы и регулярная сменяемость выборных представителей.
Современный республиканизм олицетворяет собой правовое гуманистическое государство, основанное на самоуправлении и рационально начисляемых налогах; определяет свободу и равенство, как отсутствие рабства и ориентрует на участие большинства лиц в законотворчестве наряду с законодателями.
Республиканизм исторически противостоял аристократии и монархии. Но на сегодняшний день ряд стран, сохранивших должностные посты монархов, вместе с национальными элитами является лучшим проводником республиканизма, чем многие формальные республики. Более широко, республиканизм основывается на политической системе, защищающей широкую выборность и верховенство закона, которое не может быть произвольно проигнорировано любым из граждан, президентом, правительством или королём, так как республиканское законотворчество основано на прямом волеизъявлении граждан. В правоприменении выражается в делении правовых институтов и формируемых из них отраслей права на две подсистемы — на частное право с принципом «разрешено что не запрещено» и на публичное право, с ограничением для облечённых властью лиц по принципу «разрешено только разрешённое законом».
Согласно Джону Адамсу, «Республику устанавливают, чтобы быть правовым государством, а не государством мужчин»[1]. Литераторы порой затрудняются с определением ценностей и поведения, необходимых гражданам, чтобы республика жила и процветала. При этом акцент в республиканизме делается на экономической и правовой свободе личности в пределах равенства всех перед законом; на широко распространенном участии граждан в формировании и блокировании законов через референдум и свободные выборы; пацифизме, гражданском достоинстве, недопущении коррупции и связанного с ней террора.
Фридрих Шлегель предпринял относительно успешную попытку замены понятия «республиканизм» «демократизмом»[2], что однако не было поддержано как теоретиками республиканизма, так и самими республиканцами, в их подавляющем большинстве. Сравнивая республиканизм с демократизмом, необходимо отметить, что основа современного республиканизма — это идея об общем деле, правовой республике, лежащей в основе каждой успешной страны, вне зависимости от официально объявляемого в ней конституционного строя. Республиканизм зиждется на уважении каждого лица к правилам общественного договора, обрамлённого законами, сознательно принятыми обществом в сотрудничестве с государством, во имя блага и права на развитие для каждого человека. Демократизм отличается от республиканизма и менее жёсткими установками в области влияния на законы, связанные с правом человека на жизнь с её зарождения – среди не способных себя защитить – и бóльшими политическими и партийно-уставными послаблениями в сфере вторжения в массовое сознание. Республиканцы[3] жёстко выступают против эфтаназии, одновременно защищая право граждан на владение оружием[4]. Демократизм, одним из направлений в своей политии признающий эгалитаризм, получает по этой и ряду смежных тем*[53] поддержку от республиканцев.

«Республиканизм» императора Августа. Архаизация республиканизма [править | править код]

В эпоху своего единоличного правления Римской державой с 29 г. до н. э. и по 14 г. н. э. император Гай Юлий Цезарь Октавиан (Август) определяет свою политику как «восстановление» республики, возврат к утраченным традициям прежнего, республиканского Рима и установление мира в стране. Один из его исследователей Я. Ю. Межерицкий полагает, что политические стремления правителя и проводимые в жизнь реформы власти в полной мере удовлетворяют требованиям всех слоев населения римского общества и даже объясняют практически полное отсутствие оппозиционных настроений[5]. Он приводит термин «республиканизм» в качестве некоего обозначения, определяющего всю совокупность идеологии, внешней и внутренней политики, религиозности, пропагандирования и методологии, используемых в установлении режима управления Августа. Межерицкий квалифицирует республиканизм как основу, цель, метод и средство установления политического режима принципата Августа.

Республиканизм Жан-Жака Руссо и применение принципов частного и публичного права[править | править код]

Руссо окончательно вывел республиканизм из борьбы против одного только угнетения, сориентировав потребителей политической философии на конструктивную повестку[6]. Философ нашёл основную причину проблем общества — в законодательном произволе облечённых властью алчных публичных персон. Руссо призвал к ограничению последних в правах законами, формируемыми референдумом и разделением права на усечённое до буквы закона в применении право для власть имущих «публичных персон» и свободное право для всех граждан – несущего элемента державы. В этом Руссо своей целью преследовал достижение равенства граждан и жителей Франции а так же родной для него Женевской Республики в их правовом положении. Публичные персоны, по мысли Руссо, должны были бы усекаться в правах только при исполнении ими взятых на себя перед обществом обязанностей. На практике именно это и породило разделение права на подсистемы — публичное право, то есть право публичных персон, и частное право – право частных отношений.
Для объяснения принципа в РФ используется работа Н.И. Матузова О ПРИНЦИПЕ «НЕ ЗАПРЕЩЕННОЕ ЗАКОНОМ ДОЗВОЛЕНО»[7], начинающаяся словами
"В любом подлинно гражданском обществе действует известный в мировой практике общеправовой либерально-демократический принцип «не запрещенное законом дозволено». Он касается прежде всего физических и юридических лиц как субъектов рыночной, хозяйственной, гражданско-правовой деятельности и ни в косм случае не распространяется на государственные властные структуры, должностных лиц, которые обязаны придерживаться другого правила: «можно только то, что прямо разрешено законом». Для них право должно быть своего рода «стоп-сигналом» – дальше нельзя, закон не позволяет."
В той же работе автор указывает на первые законодательные акты, в которых идеи Руссо и его женевских и других предшественников нашли своё отражение
"Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. провозгласила: «Осуществление естественных прав человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами» (ст. 4). «Закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принуждаем делать то, что не предписано законом» (ст. 5). Позднее в Конституции Франции 1791 г. соответственно постулировалось: «Все, что законом не запрещено, не может быть пресекаемо»."
Доктор юридических наук профессор Высшей Школы Экономики Е.А.Лукьянова дополняет вышесказанное делением его применения на подсистемы права
"разрешено всё, что не запрещено — это принцип частного права, а с точки зрения государственных структур разрешено только то, что разрешено — публичное право[8]. "
Разделение права в цивилизованных свободных странах на подсистемы именно таким образом способствовало их стабильному развитию и процветанию. В ФРГ отделение граждан от государства, самим фактом своего существования уже вносящее ясность в спектр прав лиц, в рабочее время ограниченных в применении принципа «не запрещённое дозволено», выразившееся в подробной систематизации институциональных отраслей права на две подсистемы, исключило государственных служащих при исполнении ими служебного долга, – вплоть до педагогов гимназий, – из частно-правовых отношений, что создало возможности для контроля за ними со стороны общества. Мера помогла гражданам послевоенной Германии быстро и элегантно снизить процент нарушений прав человека в стране. Руссоистское разделение права проникло в Германию в XVIII веке через педагогическое течение[9] под названием «филантропизм».
Ж.-Ж.Руссо не боролся против факта наличия монархии или аристократии а выражал свои идеи, ориентируясь на благо и защищённость каждого, логично допуская, что власть имущий, равный соотечественникам в праве на жизнь, сможет оценить возможность защитить себя гуманистичными законами и скорее откажется от права на тиранию, чем от права на жизнь для себя и для своей семьи — так идеи Руссо примирили французов после революций и переворотов.
Философия Руссо соперничает с идеями Гоббса, отвечающими интересам загосударствлённого корпоративного капитала. Их продвижение хорошо финансируется, в отличие от не нужных в мире глобализма идей Руссо. По сравнению с последним Гоббс изложил свои мысли об общественном договоре не ради гражданского а ради государственного суверенитета. Его учение менее креативно но более однозначно чем у Руссо: утверждение независимости подданных от государства и их равенства с последним не было задачей Гоббса. Он не занимался опасным для феодально-землевладельческой модели власти конструированием гражданственности и республиканизма, а лишь давал чёткие советы на тему, как сделать население активнее, дабы оно, получив мотивацию в хорошо освежённом подходе к жизни под короной, приносило в монархическую казну больше прибыли от эксплуатации мотивированного труда.
Нестабильность в гоббсианстве позитивизма и отсутствие ориентации на равенство каждого перед законом откликнулись в идеологии штурмовых отрядов Эрнста Рэма, предшествующих подразделениям SchutzStafel (SS) в 1920-1930 годы на территории нынешних Германии и Австрии. Рэм в частности писал
"Германия решительным образом отвергла демократическую идеологию – вот тот глубинный мотив, по причине которого до сего времени тщательно замалчивается подлинный характер событий, происшедших за последнее время в центре Европы. Национал-социалистическая революция ознаменовала собой полный разрыв с философией, питавшей Великую французскую революцию 1789 года."[10]
Республиканизм по Жан-Жаку Руссо не отрицает необходимости жёстких рамок равенства для проявлений свободы личности, но ставит весь комплекс своих политических, идеологических, философских, педагогических и правовых постулатов в зависимость от блага для каждого отдельного человека, концепционируя свою философию не столько по Мартину Лютеру, сколько по учениям Жана Кальвина и Теодора де Беза.

Республиканизм в Праве республик и стран с республиканской формой правления[править | править код]

Референдум в Голландии[править | править код]

Консоциональные страны, к которым относятся и сохранившие королевские дома Бельгия и Голландия, после достижения правового баланса сохраняли в вопросах правоприменения статус-кво. Но в силу того, что референдум в Голландии дважды[11] проголосовал против намерений парламента и короля, в 2018 году парламент лишил[12] граждан права на референдум, что формально может относиться к усечению в правах всего общества должностными лицами и даже говорить о превалировании ориентации на установление подданнического режима взаимодействия для стороны общества по отношению к монархии.

Некоторые постсоветские страны[править | править код]

Постсоветские страны демонстрируют двоякий подход. В частности государство в Российской Федерации с 2002 года тендирует к увеличению числа сроков[13] полномочий руководителей субъектов федерации. В 2005 году в Ганновере в публичное поле вводится утверждение о возможности толкования конституции президентом РФ с отказом от применения публичного права[14], руководствуясь принципом частного права «разрешено не запрещённое». Так увеличилось число сроков полномочий уже президента РФ. В 2010 году президент Российской Федерации, посредством применения указного права, лишил президентов республик Российской Федерации президентского статуса[15], что однако не привело к отказу от собственного президентства[16] Республику Татарстан.
Для глав регионов и мэров городов применяется открытое[17] и конспиративное в смысле масштабов[18] назначенчество[19], в ряде случаев с которым наблюдаются тенденции к игнорированию волеизъявления граждан и даже прав политических партий[20]. В 2015 году парламент второй раз необоснованно «обнулил»[21] отработанные сроки полномочий глав регионов, что позволило массивно дереспубликанизовать правовую практику резким и обширным по сфере действия законодательным прецедентом, парадоксально увеличившим время исполнения должностными лицами служебных полномочий.

Игнорирование референдума • Отсутствие самоуправления • Нелегитимность Госдумы • Электоральные нарушения[править | править код]

При присоединении и образовании двух крымских территориальных субъектов к РФ[22] и при межевании территориально не окончательно образовавшихся республик Ингушетия и Чечня[23] президентом РФ, парламентом РФ и Конституционным Судом была без убедительных доводов проигнорирована законная процедура проведения референдума[24], применявшаяся ранее при образовании субъектов федерации путём их слияния. Блокирующий инициативу гражданунитаристский закон о референдуме[25] с самого начала ещё и обрастает законодательными и прочими[26] дополнениями, едва ли не отражающими отказ государства в Российской Федерации от республиканизма. Самоуправление блокируется[27] и ликвидируется[28]. Председатель Конституционного Суда в 2018 году выступил с заявлением[29] о целесообразности внесения изменения в статью 12 Конституции РФ, лишающего местное самоуправление, которое, по его словам, есть «лишь нижнее, локальное звено», независимости от государства. Утверждение о легитимности нижней палаты парламента Российской Федерации созыва 2011-2016 годов в 2017 году было опровергнуто[30] на уровне ЕСПЧ прецедентным решением[31]. Проведение государством выборов в Российской Федерации признаётся наблюдателями и экспертами сильно нарушающим права граждан относительно цивилизованных примеров[32] [33] [34].

Переход к толкованию президентских ограничений по принципу частного права в Украине[править | править код]

После своего поражения на выборах, в апреле 2019 года, действующий Президент Украины П.А.Порошенко заявил[35] о намерении баллотироваться на пост президента Украины ещё раз в 2024 году. Данный прецедент, по аналогии с выступлением Путина В. в Ганновере[36], с головы крушит правоприменительный стандарт, характерный для республиканизма, до того отличавший Украину, по Конституции являющуюся республикой, от Российской Федерации, где главным законом определена одна только форма правления. Утверждение П.А.Порошенко о наличии у него права баллотироваться ещё раз в 2024 году не вызвало возражений. Таким же образом это прошло и в Российской Федерации в 2005 году, когда Владимир Путин заявил о точно таком же понимании конституционного ограничения – как всего лишь обязательное наличие не определённого по длительности перерыва после каждых двух проследовавших подряд должностных сроков.

Роялистско-реставрационное лобби в вопросах дереспубликанизации правоприменения[править | править код]

Толкование П.А.Порошенко усиливает позиции администрации президента РФ, подтверждая возможность толкования нормы об ограничении числа сроков пребывания на высшей должности по частному праву и увеличивает угрозу дереспубликанизации толкования норм президентской выборности[37] в первую очередь в таких странах, как Франция, Финляндия, Чехия и в некоторых других, где одному лицу запрещено занимать должность президента более двух сроков подряд, но общее число сроков не уточняется до той степени, в какой сделано в Конституциях Австрии, Германии и США.
В тех странах, где взята вариация конституционной нормы о должностных сроках первого лица «одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд»[38], большинство из авторов текстов очевидно ориентировалось на толкование по принципу публичного права «разрешено только прямо разрешённое»[39], исключая возможность толкования президентами Конституции по принципу частного права «не запрещённое – разрешено»[40]. Но не смотря на целый ряд оснований для создателей Конституций для уверенности в устойчивости позиций публичного права, судя по всему данная норма всё же сделала тексты уязвимыми перед агентами роялистской реставрации[41][42], умышленно следующих в правоприменении совсем иным традициям[43].

Противостояние правовых концепций на постсоветском пространстве[править | править код]

Среди конституционалистов на постсоветском пространстве в данной научной тематике выделяются очевидный противник республиканизма, как в правоприменении так и в подходе к участию в составлении Конституции РФ, Сергей Шахрай[44][45] и сторонница республиканской формы правления Елена Лукьянова[46][47], инициировавшая от лица общества начало открытого диалога о публичном праве в Верховном Суде Российской Федерации[48] через политика К.А.Собчак.

Китайский прецедент 2018 года с отменой ограничения для президентов по числу должностных сроков[править | править код]


«Истинный республиканизм – это человеческая независимость. Существуют столь естественные и неотъемлемые права личности, попирать которые было бы преступлением даже со стороны целой нации» Участник трёх революций, маркиз де Лафайет
Китайская Народная Республика, в Конституции которой присутствовала та же норма «не более двух сроков подряд для одного и того же лица в должности президента», – толковавшаяся государством в КНР по принципу публичного права, то есть не выходя за рамки буквы закона, – в 2018 году отменила у себя ограничение по числу президентских сроков[49]. Данное изменение в Конституции Китая было проведено в период между основным процессом К.А.Собчак в Верховном Суде российской Федерации[50], где она оспаривала регистрацию кандидата Владимира Путина и заседанием апелляционной коллегии по тому же делу[51]. Такой правовой прецедент снял с повестки дня вопрос об обращениях к коммунистической партии Китайской Народной Республики из Российской Федерации с просьбами о комментировании их трактовки данной конституционной нормы. Жёсткое изменение Конституции КНР одновременно и ослабило позиции республиканизма в мире и отразило современное положения вещей в публично-правовой сфере.
Таким же образом, как в Китайской Народной Республике, – без каких либо широких международных дискуссий на тему, – в данный исторический период могут быть изменены Конституции любых республиканских стран, где отсутствует как собственная публично-правовая доктрина так и республиканизм в качестве допустимой политико-партийной идеологии.
Одним из главных аспектов данной проблемы называют отсутствие признанной большинством стран конференции по публичному праву, защищающей права обществ от произвола государств[52] и корпораций. При этом, в глобальной частно-правовой среде присутствует конвенционально развивающаяся с конца XIX века, постоянно работающая и поддерживаемая целым рядом государств, корпоративным капиталом и аффилированными с ними фондами Гаагская Конференция по Международному Частному Праву. Эта ситуация  создаёт преимущество в унифицировании/развитии частной подсистемы права по сравнению с публичной. Такое положение связано и с тем, что Организация Объединённых Наций критически мало занимается развитием публичного права, априори ориентируясь гораздо шире и руководствуясь демократизмом.

Примечания[править | править код]

  1.  Massachusetts Constitution. malegislature.gov. Дата обращения 4 декабря 2018.
  2.  Знание о прошлом: теория и история : в двух томах, Андрей Владимирович Полетаев, ISBN 5-02-028556-0, 9785020285569 Ирина Максимовна Савельева, Ирина Максимовна Савельева, Андрей Владимирович Полетаев; Издательство Наука, 2006
  3.  Демократические и республиканские штаты США. Инфографика. www.aif.ru (27 октября 2016). Дата обращения 30 апреля 2019.
  4.  Республиканская партия (США) (рус.) // Википедия. — 2019-03-12.
  5.  Межерицкий Я. Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М.: Калуга: Изд-во КГПУ, 1994.
  6.  Жан-Жак Руссо. Рассуждение о начале и основании неравенства между людьмиMYBOOK. mybook.ru (XIX век). Дата обращения 27 апреля 2019.
  7.  О принципе не запрещенное законом дозволено. Общепринятые нормы поведения. Зрелое гражданское общество.. www.bibliotekar.ru. Дата обращения 4 мая 2019.
  8.  Лукьянова Елена. Интервью / Елена Лукьянова. Эхо Москвы. Дата обращения 30 апреля 2019.
  9.  Педагогические идеи Руссо.. students-library.com. Дата обращения 4 мая 2019.
  10.  Сергей Владимирович Кормилицын. Орден СС. Иезуиты империи: о чем не принято говорить. — Издательский дом "Питер", 2008-06-04. — 304 с. — ISBN 9785388001078.
  11.  Владимир Корнилов. Референдум в Нидерландах: все произошло случайно, как и планировалось. РИА Новости (20160406T0810+0300Z). Дата обращения 30 апреля 2019.
  12.  Нидерланды отменяют закон, блокирующий СА Украины. korrespondent.net. Дата обращения 30 апреля 2019.
  13.  ТРЕТИЙ СРОК С ПРАВОМ ПЕРЕПИСКИ. КОНСТИТУЦИИ И ЗАКОНА. Новая газета - Novayagazeta.ru (18 июля 2002). Дата обращения 30 апреля 2019.
  14.  Срок – понятие растяжимое. www.stoletie.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  15.  Медведев запретил главам регионов быть президентами. www.kommersant.ru (29 декабря 2010). Дата обращения 30 апреля 2019.
  16.  Президент Республики Татарстан. president.tatarstan.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  17.  Новости, анализ, прогнозы в сфере экономики и бизнеса, общества и политики. expert.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  18.  Евкуров и ингушский народ поспорят в Конституционном суде о границе с Чечней (англ.) (16 ноября 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
  19.  История выборов и назначений руководителей субъектов РФ. Досье. ТАСС. Дата обращения 30 апреля 2019.
  20.  Антон Пономарев. Ингушетия: В Москву за выборами. Правда.Ру (5 июня 2013). Дата обращения 30 апреля 2019.
  21.  Почему снова встал вопрос о сроках полномочий губернаторов?. rusrand.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  22.  Нужен ли в России референдум о присоединении Крыма? / Политика / Новости / Информационное агентство Атмосфера новости Алтайского края, новости Барнаула. www.asfera.info. Дата обращения 30 апреля 2019.
  23.  КС РФ признал соглашение о границе Чечни и Ингушетии конституционным. ТАСС. Дата обращения 30 апреля 2019.
  24.  Статья 11. Референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта | ГАРАНТ. base.garant.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  25.  ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ. www.indem.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  26.  Проблемы реализации права граждан на референдум. wiselawyer.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  27.  Большинство, говорите…. Новая газета - Novayagazeta.ru (10 октября 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
  28.  Ликвидация местного самоуправления в городах и сельских поселениях антиконституционна. Партия Яблоко. Дата обращения 30 апреля 2019.
  29.  Зорькин: Недостатки в Конституции можно устранить точечными изменениями. Российская газета. Дата обращения 30 апреля 2019.
  30.  Ведомости. Россия заплатит 38 000 евро за переписанные в 2011 году протоколы голосования. www.vedomosti.ru (30 мая 2017). Дата обращения 30 апреля 2019.
  31.  Как ЕСПЧ делегитимировал Госдуму и всех законодателей созыва 2011-2016. Как ЕСПЧ делегитимировал Госдуму и всех законодателей созыва 2011-2016. Дата обращения 30 апреля 2019.
  32.  Голос. За честные выборы. Триумф и трагедия: фальшивые выборы и пожар в кемеровской «Зимней вишне» (18 марта 2019). Дата обращения 30 апреля 2019.
  33.  ЭКСКЛЮЗИВ-Вбросы бюллетеней за "царя" на выборах в России (рус.)Reuters (12 сентября 2017). Дата обращения 30 апреля 2019.
  34.  Эра Авроры: ТРЕТИЙ СРОК ПУТИНА И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ. Эра Авроры (понедельник, 15 апреля 2019 г.). Дата обращения 30 апреля 2019.
  35.  Видео: Петр Порошенко заявил о намерении снова стать президентом Украины. Пятый канал. Дата обращения 30 апреля 2019.
  36.  Игорь Мурзин. Борись: Почему Путин Царь, а демократия суверенная?. Борись (среда, 27 июля 2016 г.). Дата обращения 30 апреля 2019.
  37.  Словесный занос (рус.)  (неопр.) ?. Журнал Esquire. Дата обращения 30 апреля 2019.
  38.  Статья 103. Президент Украины избирается гражданами Украины. juristoff.com. Дата обращения 30 апреля 2019.
  39.  В защиту Конституции (англ.)  (неопр.) ?. Forbes.ru (3 июня 2007). Дата обращения 30 апреля 2019.
  40.  Игорь Романов. Создатель Конституции про ДВА СРОКА ПОДРЯД(21 февраля 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
  41.  Александр Янов: МОЙ ОТВЕТ НА ВОПРОС «РЕСТАВРАЦИЯ ИМПЕРИИ ИЛИ АГОНИЯ?». snob.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  42.  Реставрация монархии. Всеобщая история государства и права. Том 2. law.wikireading.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  43.  RELP. Частное и публичное право как парные юридические категории :. law.edu.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  44.  «Основной закон». Документальный фильм к 20-летию КонституцииДата обращения 30 апреля 2019.
  45.  Борис ТыНеПрав. Соавтор Конституции С.Шахрай врёт о том, что Конституция разрешает Путину 3 срок (22 декабря 2014). Дата обращения 30 апреля 2019.
  46.  Елена Лукьянова: Еще раз об истоках федеративной природы России - ПОЛИТ.РУ. polit.ru. Дата обращения 30 апреля 2019.
  47.  Лукьянова Елена. Интервью / Елена Лукьянова. Эхо Москвы. Дата обращения 30 апреля 2019.
  48.  Радио Свобода. Как Ксения Собчак просила снять Путина с выборов(16 февраля 2018). Дата обращения 30 апреля 2019.
  49.  Борис ТыНеПрав. Китай уберёт предел 2 срока подряд (5 марта 2018). Дата обращения 4 мая 2019.
  50.  Радио Свобода. Верховный суд отклонил жалобу Собчак на регистрацию Путина / Прямая трансляция (16 февраля 2018). Дата обращения 4 мая 2019.
  51.  sotavision. Собчак, Верховный Суд. Апелляция. Трансляция 26 февраля.(26 февраля 2018). Дата обращения 4 мая 2019.
  52.  Конвенция Монтевидео (рус.) // Википедия. — 2018-10-05.
  53. https://mgimo.ru/library/publications/genezis_ideyno_teoreticheskoy_kontseptsii_respublikanizma/


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Вера, царь, отечество и неонацисты из шведского Гетеборга

Жан-Жак Руссо и движение Сопротивления

Пётр Кропоткин • Отрывки, цитаты